Без авиации никуда: недофинансирование аэропортов АЗРФ и высокие цены на перелеты превращает жителей в узников регионов
На форуме «Арктика: настоящее и будущее» прошла рабочая сессия «Продолжить полёт: обеспечение доступного авиасообщения в Арктике и на ДВ в условиях импортозамещения», в рамках которой обсудили актуальные вопросы развития гражданской авиации в макрорегионе.
Председатель постоянного Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров рассказал о важности авиационного сообщения для региона: «Воздушный транспорт республики Якутия является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь с остальной территорией России, выполняющий важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность региона. Республика Саха Якутия, являясь крупнейшим по площади субъектом, остается наиболее изолированным и труднодоступным регионом страны. Наиболее сложные проблемы в транспортном обслуживании существуют в Арктической зоне республики Саха Якутия, где все пассажирские перевозки осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используют также сезонные виды транспорта – это автозимники и внутренние водные пути. При этом площадь арктической Якутии составляет 1 млн 608 тыс кв км – более половины всей территории республики».
Основными проблемами обеспечения авиации в республике Саха Якутия, по его словам, являются недостаточность парка воздушных судов и необходимость его обновления, изношенность аэропортовой сети республики, ценовая доступность, высокие тарифы авиасообщения. Серьезным ограничивающим фактором дальнейшего развития авиаперевозок в Арктической зоне республики Саха Якутия является также состояние парка воздушных судов. Основу парка для местных перевозок, составляют устаревшие суда типа АН-24, АН-26, АН-2, АН-3 и вертолеты МИ-8. Средний возраст воздушных судов типа АН-24 составляет 43 года, самолетов АН-2 –39 лет. Для решения данной проблемы сегодня принята комплексная программа развития авиационной отрасли России до 2030 года, согласно которой определён модельный ряд и сроки начала серийного производства новых отечественных типов воздушных судов, в том числе для местных и региональных перевозок. Предусмотрен выпуск таких самолетов как «Байкал» и «Ладога».
«Надеюсь, что планы по серийному производству самолетов будут реализованы, - заявил Петров. - Однако, если мы сегодня не решим вопрос изношенности посадочных площадок аэропортовой сети, новым типам самолетов будет просто некуда садиться. Сохранилась сеть малозагруженных региональных аэропортов. В каждом из 26 труднодоступных районов республики есть действующие аэропорты, но их инфраструктура в критическом состоянии – она изношена на 80%. В рамках плана сейчас реконструированы шесть аэропортов. До конца этого года будут завершены еще пять объектов. В 2024 году запланировано завершение строительства трех аэропортов республики. Но для обеспечения транспортной доступности на всей территории республики требуется реконструкция всех северных аэропортов, то есть еще 11 аэропортам, не включенным в комплексный план развития магистральной инфраструктуры».
Ввиду ограничения средств государственного бюджета республики, внутрирайонные авиаперевозки выполняются нерегулярно, по заявкам администрации района при наличии коммерческой загрузки, субсидирования до 70% стоимости рейса. В этой ситуации жители труднодоступных населенных пунктов становятся заложниками ситуации из-за отсутствия регулярного внутрирайонного авиасообщения. Они не могут запланировать выезд в тот же отпуск «на материк», когда им это удобно, так как нет уверенности, что они смогут своевременно добраться из своей деревни до районного центра. Таким образом, насущная задача региона – организация регулярных авиарейсов.
Начальник регионального центра ЕС ОрВД (Санкт-Петербург) Радж Фаязов рассказал о развитии аэронавигационного обеспечения в Арктической зоне РФ: «Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное поле РФ в части развития технологий предполагает определение путей и способов достижения такого состояния авиатранспортной системы Российской Федерации, в том числе воздушного законодательства Российской Федерации, авиационной инфраструктуры и подготовки авиационного персонала, при котором выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве РФ будет обеспечено на приемлемом уровне безопасности полетов. Концепцией установлено три этапа интеграции беспилотных воздушных судов. Первый этап – радиационный (2023 год), второй этап – технологический и третий этап – цифровой (до 2030 года)».
«Проблемы развития авиационной инфраструктуры решить одним Министерством невозможно. Решения должны быть совместными. В любом случае аэродромы должны быть привязаны к крупным населенным пунктам, где есть логистика», - резюмировал Начальник кафедры ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» Дмитрий Барабаш.
Генеральный партнёр Форума – ПАО «ГМК “Норильский никель”», генеральный информационный партнёр – информационное агентство России «ТАСС», официальный спонсор – Банк ВТБ (ПАО), партнёр – ПАО «Новатэк», специальный партнёр – НКО «Фонд полярных исследований “Полярный фонд”», партнёры секций – ГК «Росатом», ПАО «МТС» и АО «НИЦ “Строительство”».