XIV Международный форум

Арктика: настоящее и будущее

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIV Международный форум

12–13 декабря 2024 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Арктика разная и ее туристическое развитие – это симбиоз сил и креатива бизнеса и власти

11.12.2023

Арктика разная и ее туристическое развитие – это симбиоз сил и креатива бизнеса и власти

На панельной сессии «Мечта о Севере: повышение доступности и лучшие практики арктического туризма» в рамках форума «Арктика: настоящее и будущее» обсудили развитие арктического туризма. 

Управляющий директор ИА «Восток России» Леонид Агафонов, как модератор сессии, подчеркнул, что арктический туризм набирает обороты.

«Арктический туризм пережил ковид и открылся в совершенно новом свете. Мы видим эту динамику. У нас начинает возвращаться иностранный турист, причем отмечается очень высокая заинтересованность. Активную позицию продемонстрировало предпринимательское сообщество, обмениваясь опытом, показывая новые продукты и двигаясь вперед. С другой стороны хотелось бы отметить высокую находчивость и маневренность органов госвласти, которые в непростых условиях находят возможность способствовать развитию туризма», - отметил он.

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, 
местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев рассказал о перспективах развития внутреннего туризма на примере Республики Саха «Якутия»: «Конечно, проблемы есть. Основной документ – это Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, она утверждена в 2019 году. Если в центральной и южной частях России она работает очень активно, то на арктических территориях этот документ немного опаздывает в своей реализации. Это связано с труднодоступностью наших регионов, отсутствием инфраструктуры и короткими сезонами. Но, тем не менее, регионы в этом отношении работают совместно с федеральными партнерами.  Движение туристов в арктические регионы есть. Этому способствуют тревел-блогеры, агентства, продвигающие арктический туризм.  Регион становится более узнаваем, что стимулирует приток туристов на Дальний Восток и в Арктику».

«Что надо сделать для налаживания туристического потока, чтобы, кроме юга, российский турист стремился также посещать Дальний Восток и Арктику? Надо решить вопросы транспортной логистики (или лучше логистики и транспортной доступности). Для этого, особенно в летние сезоны, перевозчики должны вырабатывать отдельные маршруты. Нужно запускать чартеры, чтобы туристы имели возможность побывать в той же Якутии. 

Региональные власти играют в этом тоже серьезную роль. Если сделаем логистику, турист доберётся до Якутии, а от властей региона и бизнеса будет зависеть сервис, которым его встретят. Наши коллеги очень хорошо обучаются услугам по сервису у других регионов. Немаловажную роль в этом играет выстраивание взаимоотношений между бизнесом и властью для построение всей этой туристической инфраструктуры. К тому же, чтобы мечты о севере стали реальностью нужна консолидация всех уровней власти», - добавил он. 

Председатель Комитета по туризму Мурманской области Александр Васильевич Елисеев рассказал об опыте развития туризма в своем регионе. Он отметил, что важно в вопросе туризма сделать фокус на муниципалитеты, чтобы успевать создавать инфраструктуру соразмерно поступающим задачам и тенденциям.

«Мы по пяти направлениям ведем свою работу с муниципалитетами. Первое – это ревизия по инфраструктуре, где есть потенциальные площадки под развитие туризма. Второе – проблема кадров, но мы используем хитрый метод – заманиваем студентов стажерами. Всем советуем этот метод. Они получают прививку Арктикой, вклюбляются в регион, и распространяют этот «вирус» –  уезжают и рассказывают, как в Арктике было классно. Давайте обмениваться студентами!  Это и подготовка кадров. К примеру, у нас в колледжах вводится уже вариативный курс по арктической кухне. Он разработан с шефами на основании продуктов региона.

Третий блок работы – взаимодействие с блогерами, медиа, телевидением, радио и всеми, кто рассказывает об арктическом туризме. Мы им очень благодарны. Но мы сейчас переходим от вопроса спроса к вопросу предложения – мы быстро насытили спрос и сейчас работаем над упаковкой конкретных продуктов. К примеру, таких решений, как за три дня познакомиться с Мурманской областью. Четвертый блок – маркетинг и продвижение, а пятый – событийные мероприятия», - говорит Елисеев. 

Он подробно описал, как регион работает с разработкой и продвижением туристических продуктов: «Решая проблему продукта, мы в каждом муниципалитете прописываем сценарии передвижений туриста. Вышел он с вокзала, а есть ли автобус, на котором он сможет поехать? А берет ли связь, чтобы такси вызвать? Доехал он до точки, а куда в туалет сходить? И так далее. Мы прорабатываем по два сценария: для визита на один день и для случая, когда человек остался ночевать, так как это разные потребности. Мы точно должны отстаивать позицию, что у нас (у арктических регионов) должны быть особые критерии, в том числе и по национальному маршруту, по периоду реализации проектов в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». У нас намного короче строительный сезон, у нас намного длиннее плечо доставки. Это все должно быть отражено в тех нормативных актах, которые ставят нас вровень со всеми. В этом году мы сфокусировались на теме туризма в разрезе каждого муниципалитета. У нас есть закрытые территориальные образования, где условно нет туризма, и даже там мы нашли возможность развития туризма. Важно сделать этот фокус сегодня на муниципалитетах, потому что это точки роста. Наша задача сейчас - это реализовать эти мечты в желания и приземлять их к конкретному месту»

«Арктика на первый взгляд кажется абсолютно одинаковой, но, на самом деле, она абсолютно разная. Мурманск – это максимально комфортная Арктика, а Чукотка – это Арктика, которая напоминает вообще другую планету. 

Всю Арктику «чесать под одну гребенку» нельзя от слова совсем. Все равно Арктика будет ассоциироваться у большинства с экспедицией, и это с какой-то стороны хорошо», - подытожил дискуссию путешественник, блогер, продюсер, руководитель Ярославского отделения МОО 
«Ассоциация полярников» Богдан Булычев.

Генеральный партнёр Форума – ПАО «ГМК “Норильский никель”», генеральный информационный партнёр – информационное агентство России «ТАСС», официальный спонсор – Банк ВТБ (ПАО), партнёр – ПАО «Новатэк», специальный партнёр – НКО «Фонд полярных исследований “Полярный фонд”», партнёры секций – ГК «Росатом», ПАО «МТС» и АО «НИЦ “Строительство”».


Возврат к списку